Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

Во исполнение поручения Президента РФ с 2012 года во всех субъектах России введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ).  Курс ОРКСЭ рассчитан на 1 учебный год, предназначен для учащихся 4 класса.

Курс ОРКСЭ включает шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы религиозных культур народов России, основы светской этики.  Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Родителям (законным представителями) школьников необходимо выбрать один из модулей для обучения своего ребенка.

Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю, за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается. Методика преподавания – безотметочная.

Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей – единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Чем вызвана необходимость введения данного курса в школе?

1) Сегодня в мире, к сожалению, отмечается повсеместно нивелирование традиционных нравственных ценностей и духовных идеалов. Это приводит к печальным последствиям: многочисленные пороки, преступления нравственных норм, разрушение семейных устоев стало нормой современного общества. Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

2) В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Наша огромная страна многонациональная и поликультурная. Ее благополучие, развитие и процветание зависит от того, насколько мы умеем понимать друг друга и сосуществовать вместе. Изучение курса поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Сегодня в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой, необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, а также будет способствовать пониманию ценностей религиозной культуры и необходимости их сохранения, формированию готовности к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

3) Курс способствует формированию целостного восприятия отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. По месту в учебном плане, и по содержанию курс служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников (начальная и основная). С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Уважаемые родители и законные представители, выбор модуля – Ваше законное право. Для осознанного принятия решения по выбору модуля рекомендуем Вам сделать следующее:

— прослушать на родительском собрании информацию о курсе;

— ознакомиться с содержанием всех модулей курса на нашем сайте или в сети Интернет;

— посмотреть содержание учебников по каждому модулю (учебники Вы найдете в нашей школьной библиотеке);

— поговорить с учителем-предметником;

— посоветоваться с классным руководителем;

— принять решение по выбору одного из модулей для обучения Вашего ребенка, подтвердив свой выбор письменным заявлением (форму заявления Вы получите у своего классного руководителя);

— подтвердить или изменить свое решение, заполнив повторно письменное заявление в начале учебного года.

 

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНР.pdf
Лист сводной информации о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2023-2024 учебный год.pdf
Регламент выбора курса ОРКСЭ.pdf
Презентация выбор модуля ОРКСЭ.pdf
Книга для родителей по ОРКСЭ..pdf

ОСНОВЫ Духовно-нравственных культур народов России (ОДНКНР)

ОДНКНР, или «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — учебная дисциплина, которая была введена Министерством образования в школьную программу с 2015 года. Согласно письму Минобрнауки России № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», предмет ОДНКНР является логическим продолжением области изучения ОРКСЭ, однако с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей. Преемственность достигается за счет изучения в четвертом классе предметной области ОРКСЭ с переходом на изучение ОДНКНР в основной школе. 

Правовая основа

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» статья 87

Согласно Федеральному закону в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

пункт 18.3.1. предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года

  • Письмо Минобрнауки России от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. В целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Концепция преподавания ОДНКНР.pdf
ФРП ООО ОДНКНР.pdf
Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов